Состояние проблемы формирования химического языка в методике обучения химии и в современной школе.
Материалы / Химический язык / Состояние проблемы формирования химического языка в методике обучения химии и в современной школе.
Страница 3

После усвоения химический язык применяется как важнейшее средство формирования химических понятий, являясь их формой.

Организация познавательной деятельности учащихся по оперированию химическим языком требует опоры на психологию переработки знаковой информации. Действия с условными знаками означает переход от эмпирического уровня к теоретическому.

Логика химического познания и объективные закономерности обучения химии в школе позволяют выделить принципы его изучения и применения:

· историзм в изучении химического языка;

· взаимосвязь всех его компонентов в отражении действительности;

· поэтапное развитие с учетом разных теоретических уровней и последовательного изменения целей изучения;

· единство общего и индивидуального, качественного и количественного в описании реальности химическим языком;

· взаимосвязь содержательного и формального в применении языка химии;

· оптимизация развития учащихся в процессе оперирования знаками химической науки.

Умения - компонент развивающего обучения

Классификация умений Ценностным компонентом развивающего рационального обучения химии являются умения, так как с одной стороны, знания формируются в деятельности, а с другой – умения сами являются важнейшим элементом этой деятельности.

По своей структуре учебная деятельность повторяет, воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она всегда включает в себя 3 звена:

· мотивационно-ориентировочное,

· исполнительско-операциональное,

· контрольно-оценочное.

Соответственно, ученые-педагоги предлагают трехкомпонентную структуру учебной деятельности:

· мотив (потребность, ориентация, цель)

· деятельность (действие)

· результаты, оценка, контроль.

В предметных методиках структура деятельности раскрыта в более развернутом виде, опираясь на которую, можно управлять учением. Мы ориентируемся на общепринятую в дидактике структуру деятельности:

Умение – категория дидактическая (психологи чаще используют термин "действие", а под умениями понимают знания в действии). Мы выделяем действие как основной операциональный компонент деятельности [8].

В настоящее время нет единой точки зрения на определение понятия "умение". Анализ дидактической и методической литературы показывает, что существуют различные определения этого понятия. Некоторые авторы подходят к умению как к категории действия. Под умениями они понимают деятельность учащихся, которая состоит из упорядоченного ряда операций, направленных на достижение той или иной учебной цели. Другие ученые рассматривают умение как качество личности. Они трактуют умение как основанную на знаниях и навыках способность человека успешно достигать сознательной цели. Умения формируются в деятельности, в то же время они проявляют себя как способность человека к целенаправленной деятельности и являются важнейшим качеством характера личности. Для своей работы мы отобрали определение, данное Н.Е. Кузнецовой, в котором нашли свое отражение оба охарактеризованные подхода.

Умения – усвоенные и ставшие личным достоянием ученика способы выполнения действий. Это важнейший результат деятельности [15].

Классификация, предложенная Н.Е. Кузнецовой, в основу которой положен характер деятельности:

организационно-предметные→ умения планировать эксперимент, ход решения задач, самостоятельная работа с книгой, готовить рабочее место в кабинете и др.;

содержательно-интеллектуальные→ умения, связанные с усвоением, преобразованием и применением теоретических знаний и методов познания, с установлением внутри - и межпредметных связей;

информационно-коммуникативные→ умения извлекать учебную информацию при слушании и чтении химических текстов, при работе со справочниками, таблицами, схемами по химии, умение общаться на языке науки, перекодировать словесную информацию на язык номенклатуры, терминов, символов и наоборот;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Депомеризация.
         При наличии  в  растворе  газообразного  кислорода   и   не   возможностью протекания    процесса    коррозии    с   водородной   деполяризацией основную роль деполяризатора  исполняет  кис ...

Ингибирование ферментативной активности
...

Получение и применение стекла
...