Состояние проблемы формирования химического
языка в методике обучения химии и в современной школе.Материалы / Химический язык / Состояние проблемы формирования химического
языка в методике обучения химии и в современной школе.Страница 4
практические умения→ выполнение лабораторных операций и опыты, собирать и разбирать приборы, оформлять результаты эксперимента и теоретического познания с помощью графики и др.;
расчетные умения→ выполнять расчетные операции, решать химические расчетные задачи;
оценочные умения→ дать оценку имеющимся знаниям, методам познания, аргументировать свои ответы, отстаивать свои позиции.
Классификация по ведущим познавательным операциям и характеру деятельности, разработанная С.А. Герус (схема 2). В основе заложена особенность выполнения действий [8]. В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями и адекватными им умениями как общеучебными, так и специфическими для каждого учебного предмета.
Схема 2. Классификация умений Под предметными, или специальными, умениями ученые-методисты понимают такие умения, которые имеют научно-предметную основу, то есть формируются средствами предмета. Они непосредственно связаны с операциями над химическими объектами, явлениями. Обобщенными умения становятся при определенных условиях, при выполнении специальной методики.
![]() |
Ведущими являются интеллектуальные умения. В их основе лежат логические операции, но вместе с тем они наполняются предметным содержанием и являются важными общеучебными умениями. Им важно придать межпредметное содержание, адекватное знаниям, и обратить их в инструменты реализации важнейших функции, теорий.
В качестве важнейших межпредметных умений выделяются алгоритмические и компьютерные. Первые представляют собой межпредметные умения осознанно применять и конструировать алгоритмы в учебной деятельности. Под компьютерными мы понимаем межпредметные умения активно и сознательно использовать компьютер в предметном обучении. Метапредметность последних двух групп умений объясняется тем, что их формирование происходит в процессе изучения важнейшего школьного предмета "информатика", в котором рассматривается понятие "алгоритм", его свойства, функции, применение в других предметах, в том числе и химии.
Предметные умения пользоваться химическим языком предполагают применение правил составления, преобразования, истолкования и оперирования химической терминологией, символикой и номенклатурой. Умение оперировать химическим языком и применять в разных ситуациях является критерием качества не только усвоения основ химии, но и развития мышления школьников. Формирование данных умений рационализирует учебно-познавательную деятельность, активизирует мышление и творчество учащихся. Данная группа умений относится к интеллектуальным и формируется как обобщенные, поскольку в основе их формирования лежат приемы эмпирического и теоретического мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, перекодирование. Качественно сформированные умения пользоваться химическим языком сами являются основой для успешного формирования других предметных умений, что способствует повышению самостоятельного поиска на основе химического языка, приобщению учащихся к творческой деятельности.
Умения пользоваться химическим языком делятся на три группы:
1) умения грамматического характера→написание и чтение знаков, использование правил составления и преобразования, операции с химическими знаками. Обычно эти умения формируются на репродуктивном уровне с помощью алгоритмов. Многие из них автомизируются навыками;
Смотрите также
Алюминий (Aluminium), Al
В 1827 г. выдающийся немецкий химик, врач по образованию Фридрих Велер получил никогда и никем не виданный металл. Несколько раньше этот же металл был получен Эрстедом. Вначале Велером металл был выде ...
Тепловой эффект химической реакции
Тепловые
эффекты химических реакций необходимы для многих технических расчетов. Они
находят обширное применение во многих отраслях промышленности, а также в
военных разработках.
Целью
д ...
Хроматографический анализ различных классов веществ
Выбор
конкретных условий проведения хроматографического анализа определяется тремя
основными факторами: составом анализируемой смеси; поставленной аналитической
задачей и имеющейся аппарату ...