Состояние проблемы формирования химического языка в методике обучения химии и в современной школе.
Материалы / Химический язык / Состояние проблемы формирования химического языка в методике обучения химии и в современной школе.
Страница 4

практические умения→ выполнение лабораторных операций и опыты, собирать и разбирать приборы, оформлять результаты эксперимента и теоретического познания с помощью графики и др.;

расчетные умения→ выполнять расчетные операции, решать химические расчетные задачи;

оценочные умения→ дать оценку имеющимся знаниям, методам познания, аргументировать свои ответы, отстаивать свои позиции.

Классификация по ведущим познавательным операциям и характеру деятельности, разработанная С.А. Герус (схема 2). В основе заложена особенность выполнения действий [8]. В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями и адекватными им умениями как общеучебными, так и специфическими для каждого учебного предмета.

Схема 2. Классификация умений Под предметными, или специальными, умениями ученые-методисты понимают такие умения, которые имеют научно-предметную основу, то есть формируются средствами предмета. Они непосредственно связаны с операциями над химическими объектами, явлениями. Обобщенными умения становятся при определенных условиях, при выполнении специальной методики.

Под обобщенными понимают умения, которые обладают широтою переноса и могут быть использованы при решении широкого круга задач, выходящих за рамки того предмета, при изучении которого состоялось их формирование, а также в практической деятельности.

Ведущими являются интеллектуальные умения. В их основе лежат логические операции, но вместе с тем они наполняются предметным содержанием и являются важными общеучебными умениями. Им важно придать межпредметное содержание, адекватное знаниям, и обратить их в инструменты реализации важнейших функции, теорий.

В качестве важнейших межпредметных умений выделяются алгоритмические и компьютерные. Первые представляют собой межпредметные умения осознанно применять и конструировать алгоритмы в учебной деятельности. Под компьютерными мы понимаем межпредметные умения активно и сознательно использовать компьютер в предметном обучении. Метапредметность последних двух групп умений объясняется тем, что их формирование происходит в процессе изучения важнейшего школьного предмета "информатика", в котором рассматривается понятие "алгоритм", его свойства, функции, применение в других предметах, в том числе и химии.

Предметные умения пользоваться химическим языком предполагают применение правил составления, преобразования, истолкования и оперирования химической терминологией, символикой и номенклатурой. Умение оперировать химическим языком и применять в разных ситуациях является критерием качества не только усвоения основ химии, но и развития мышления школьников. Формирование данных умений рационализирует учебно-познавательную деятельность, активизирует мышление и творчество учащихся. Данная группа умений относится к интеллектуальным и формируется как обобщенные, поскольку в основе их формирования лежат приемы эмпирического и теоретического мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, перекодирование. Качественно сформированные умения пользоваться химическим языком сами являются основой для успешного формирования других предметных умений, что способствует повышению самостоятельного поиска на основе химического языка, приобщению учащихся к творческой деятельности.

Умения пользоваться химическим языком делятся на три группы:

1) умения грамматического характера→написание и чтение знаков, использование правил составления и преобразования, операции с химическими знаками. Обычно эти умения формируются на репродуктивном уровне с помощью алгоритмов. Многие из них автомизируются навыками;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Композиционные триботехнические материалы на основе олигомеров сшивающихся смол
...

Магний (Magnesium), Mg
В 1695 г. один из химиков, стремясь получить "философский камень", выпаривал воду, вытекавшую из недр земли близ города Эпсом (Англия). Он получил соль, обладающую.... горьким вкусом и слаби ...

Моделирование парожидкостного равновесия реакционной смеси в процессе получения метилциклопропилкетона
...