«Гидролиз солей»Материалы / Химический эксперимент по неорганической химии в системе проблемного обучения / «Гидролиз солей»Страница 1
Предложенные ниже опыты рекомендуется проводить при изучении темы «Строение вещества и их свойства» у учащихся 11 классов, обучающихся по учебнику О. С. Габриеляна «Химия-11» на уроке по теме «Гидролиз неорганических веществ» (см. тематическое планирование 10 класс)
Цель работы:
получить представления о гидролизе неорганических веществ, используя проблемный эксперимент.
Форма работы:
Работа выполняется в группах (4–5 человек) или в парах учащихся.
Оборудование и реактивы
: растворы веществ: HCl, HNO3, H2SO4, NaOH, KOH, Ba(OH)2, NaCl, K2SO4, Na2CO3, CuSO4, CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3, Na2S, K2SO3, CH3COONa, KBr, NaNO3, лакмус, фенолфталеин.
Ход опыта:
В подписанные пробирки с предложенными веществами прилить соответствующие индикаторы.
Учащиеся знакомы со свойствами кислот и щелочей изменять окраску индикаторов. Поэтому они быстро проводят соответствующие реакции с кислотами и щелочами и объясняют изменение окраски лакмуса и фенолфталеина взаимодействием индикатора с ионами H+ и OH–. При диссоциации средних солей образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков, которые с индикаторами не взаимодействуют.
Проблема возникает тогда, когда цвет индикатора изменяется в растворах карбоната натрия и сульфата меди (II). Причем цвет лакмуса в растворе Na2CO3 становится синим, а в растворе CuSO4 – красным.
Учитель: составим таблицу «Окраска лакмуса в растворах солей»
Соль |
Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса) |
Реакция среды |
Na2CO3 |
синий |
щелочная |
CuSO4 |
красный |
кислая |
Учащиеся: Для объяснения наблюдаемых явлений учащиеся выдвигают ряд гипотез, одна из которых – посторонние примеси в растворах солей Na2CO3 и CuSO4.
Учитель: Для проверки этой гипотезы учитель предлагает для анализа растворы других солей: CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3, Na2S, K2SO3, CH3COONa, KBr, NaNO3.
Учащиеся: продолжают таблицу «Окраска лакмуса в растворах солей»
Соль |
Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса) |
Реакция среды |
Na2CO3 |
синий |
щелочная |
CuSO4 |
красный |
кислая |
CuCl2 |
красный |
кислая |
Pb(NO3)2 |
красный |
кислая |
FeCl3 |
красный |
кислая |
Na2S |
синий |
щелочная |
K2SO3 |
синий |
щелочная |
CH3COONa |
синий |
щелочная |
KBr |
фиолетовый |
нейтральная |
NaNO3 |
фиолетовый |
нейтральная |
Учитель: Таким образом, все соли можно разделить на три группы:
1-я группа – соли, растворы которых ведут себя по отношению к лакмусу как кислоты (CuSO4, CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3);
2-я группа – соли, растворы которых ведут себя по отношению к лакмусу и фенолфталеину как щелочи (Na2CO3, Na2S, K2SO3, CH3COONa);
3-я группа – соли, растворы которых не изменяют окраску индикатора (KBr, NaNO3).
Гипотезу о посторонних примесях можно считать отвергнутой.
Учитель: Почему растворы солей первой группы изменяют фиолетовую окраску раствора лакмуса на красную?
Учащийся: Значит, в этих растворах есть ионы H+.
Учитель: Откуда ионы H+ в растворе, если вы смешивали соль и воду?
Учащийся: Наверное, из воды.
Учитель: Как от воды могли отделиться ионы H+?
Смотрите также
Физии обнаружили два ранее неизвестных свойства золота
Физики из Института технологий американского штата Джорджия сообщили об обнаружении двух ранее неизвестных свойств золота, которые драгоценный металл проявляет на микроскопическом уровне. В масштабе & ...
Теория растворов
...
Магнитопласты
...