Степень окисления +4
Материалы / Химические соединения на основе кремния и углерода / Степень окисления +4

Диоксид углерода С02 (углекислый газ). Молекула С02 линейна. Энергетическая схема образования орбиталей молекулы С02 приведена на рис.2. Оксид углерода (IV) может взаимодействовать с аммиаком по реакции.

При нагревании этой соли получают ценное удобрение - карбамид СО (МН2) 2:

Мочевина разлагается водой

CO (NH2) 2+2HaO= (МН4) 2СОз.

Рисунок 2. Энфгетическая диаграмма образования молекулярных орбиталей С02.

В технике оксид СО2 получают разложением карбоната кальция или гидрокарбоната натрия:

В лабораторных условиях его обычно получают по реакции (в аппарате Киппа)

СаСОз+2НС1=СаС12+С02+Н20.

Важнейшими производными С02 являются слабая угольная кислота Н2СОз и ее соли: MI2СОз и MIНСОз (карбонаты и гидрокарбонаты соответственно).

Большинство карбонатов нерастворимо в воде. Растворимые в воде карбонаты подвергаются значительному гидролизу:

COз2-+H20 COз-+OH - (I ступень).

Из-за полного гидролиза из водных растворов нельзя выделить карбонаты Cr3+, ai3+, Ti4+, Zr4+ и др.

Практически важными являются Ка2СОз (сода), К2СОз (поташ) и СаСОз (мел, мрамор, известняк). Гидрокарбонаты в отличие от карбонатов растворимы в воде. Из гидрокарбонатов практическое применение находит NaHCО3 (питьевая сода). Важными основными карбонатами являются 2СиСОз-Си (ОН) 2, РЬСО3 Х ХРЬ (ОН) 2.

Свойства галогенидов углерода приведены в табл.6. Из галогенидов углерода самое большое значение имеет-бесцветная, достаточно токсичная жидкость. В обычных условиях ССІ4химически инертен. Его применяют как невоспламеняющийся и негорючий растворитель смол, лаков, жиров, а также для получения фреона CF2CІ2 (Ткип= 303 К):

Другой используемый в практике органический растворитель - сероуглерод CSa (бесцветная, летучая жидкость с Ткип=319 К) – реакционно способное вещество:

CS2+302=C02+2S02+258 ккал/моль,

CS2+3Cl2=CCl4-S2Cl2,CS2+2H2 0==C02+2H2S, CS2+K2S=K2CS3 (соль тиоугольной кислоты Н2СSз).

Пары сероуглерода ядовиты. [8,463-464]

Смотрите также

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на примере углерода и его соединений
Что же представляют из себя межпредметные связи? Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-г ...

Постулаты квантовой механики
Каждый из постулатов квантовой механики, конечно, можно сформулировать в виде лаконичного математического утверждения, но, как всякое исходное допущение, любой из них построен на целой сово ...

Бор (Borum), В
Бор - химический элемент III группы периодической системы Менделеева, атомный номер 5, атомная масса 10,811; кристаллы серовато-чёрного цвета (очень чистый Б. бесцветен). Природный Б. состоит из двух ...