Арабская алхимия
Книги / Алхимия / Арабская алхимия
Страница 11

Луна олицетворяет земную жизнь со всеми ее парадоксами, иррациональность которых до сих пор не осмыслена. Для мужчины луна представляет один из аспектов женской персонификации бессознательного. Для женщины луна олицетворяет вегетативную основу жизни, жизнь инстинктивную.

Солнце продолжает: оно помогает достигнуть любой высоты. Другими словами, солнце возвышает. В древности людей поражала способность солнца поднимать воду, превращая ее в пар, в облака. Когда солнце исчезало, начинал идти дождь. Поэтому солнце нередко рассматривали как принцип духовного возвышения. Солнце ведет к совершенству. Оно возвышает и придает вещам зримые очертания.

Луна говорит солнцу: «Ты нуждаешься во мне подобно тому, как петух нуждается в курице. Я же постоянно нуждаюсь в твоих благодеяниях, поскольку ты совершенен, отец всех планет, возвышенный свет, о Господь». Преисполненное достоинства солнце указало на свое превосходство, отметив, что оно собирается излить на луну свет своего великолепия. Поэтому луна отмечает, что солнце нуждается в ней подобно тому, как петух нуждается в курице. Луна: склоняется к мысли, что солнце ничто без нее. Хотя она и несовершенный сосуд для света, тем не менее солнце также нуждается в ней, ибо какой будет прок от солнца, не способного изливать свет? Его свет исчез бы в пространстве. Солнечный свет нуждается в материальном объекте, в котором он смог бы стать зримым благодаря отражению.

При всей своей женской смиренности и покорности луна отмечает, что она имеет равные права с солнцем, нуждающемся в пустом сосуде, в котором мог бы сиять свет, в материи, в которой дух мог бы принять зримые очертания. Луна использует довольно вульгарное: равнение («подобно тому, как петух нуждается в курице»), которое содержит косвенное указание на существование между двумя принципами чисто инстинктивного и даже сексуального притяжения. Луна говорит, что она нуждается в постоянном, благодатном воздействии солнца, поскольку солнце совершенно, оно отец всех форм света. Латинские слова perfectus moribus обозначают, в частности, нравственное совершенство, которого луне не достает.

Согласно мифологии, луна предстает порочной, поскольку она ненадежна. Алхимики нередко цитируют псалом, в котором сказано, что под темным покровом новой луны грешники пускают стрелы в нравственно чистых людей. Это означает, что луна покровительствует ворам и грешникам, нападающим на праведников. Порочность и ненадежность луны характерны для анимы в ее первоначальном состоянии и для женщин вообще, ибо женщина коварна и неразборчива в вопросах этики. Луна называет себя влажной и холодной, а солнце — теплым и сухим. Когда солнце соединяется с луной в сбалансированном состоянии, луна уподобляется жене, раскрывшей свои объятия для супруга.

Здесь кроется конфликт между принципами сознания и природы, бессознательного, неизвестного. Конфликт между мужским и женским принимает форму кватерности, поскольку мужское и женское имеют два качества: луна — влажность и холодность, а солнце — тепло и сухость. Это соотносится с древними и средневековыми представлениями о четырех элементах — вода, воздух, огонь и земля, и четырех основных качествах — теплота, сухость, влажность и холодность. В средние века четыре элемента и качества были основным принципом и представляли собой категории, позволявшие вести наблюдение за исходным веществом.

Речь идет о чем-то наподобие мандалы, так как огонь — горячий и сухой, а воздух — влажный и холодный. Люди того времени сознавали, что понятия элементов и качеств упрощает материальные явления. Такое упрощение, как и все проецируемые архетипические модели упорядочения, не соответствует реальности. Даже первые алхимики утверждали, что элементы и качества не следует понимать буквально, ибо они — лишь способ систематизации представлений и идей. Так, Зосима говорит, что проекция четырех качеств на материю позволяет различать всю совокупность вещей.

Использование упомянутых терминов можно сравнить с использованием таких современных понятий, как частица, энергия, пространственно-временной континуум и электромагнитные явления. Физикам известно, что эти понятия не являются такими простыми и ясными, как думает большинство. Они были сконструированы как одно из средств выражения идеи.

Рис. 44. Изображение конъюнкции в виде гармоничного равновесия между лунной и солнечной печами, т. е. между мужской и женской энергиями.

Четыре качества гарантируют полную двойственность солнца и луны. Аналогичная ситуация возникает при встрече двух людей: с одной стороны, он и его анима, а с другой — она и ее анимус. В аналитической дискуссии всегда принимают четыре элемента: два — в сфере сознательного, и два — в сфере бессознательного. Любое сознательное утверждение уже констеллирировано со своей противоположностью. Утверждение, что «растение — это растение, а собака — это животное», кажется достаточно простым. Это утверждение, однако, заключает в себе противопоставление двух предметов и несет дополнительную информацию, поскольку, утверждая, что дерево есть дерево, я отражаю еще и тот факт, что дерево — не минерал или что-либо иное. Любое мое высказывание содержит намек на предмет, исключенный из рассмотрения. Поэтому каждый раз, когда сознание порождает хотя бы два слова, в этом акте всегда присутствуют четыре элемента, поскольку в нем неизменно участвует бессознательное, неизвестное, которое также необходимо учитывать.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Скорость образования, расходования компонента и скорость реакции
...

Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне
...

Классификация, количественные определения минеральных удобрений
Минеральные удобрения — это соединения, способные при внесении в почву растворяться и диссоциировать на ионы в почвенном растворе, чрезвычайно необходимые для жизни растений, поскольку соде ...