Греческая алхимия
Книги / Алхимия / Греческая алхимия
Страница 9

Рис. 21. Два лика алхимии — лаборатория и библиотека — соответствуют двойственной природе процесса индивидуации: активному участию во внешней (жизни и сопутствующему процессу внутренней рефлексии.

Мы ознакомились со значительным фрагментом из подлинного алхимического трактата, который позволяет оценить доброжелательность доктора Юнга при выборе и публикации фрагментов в виде отдельных разделов, поскольку чтение оригинального текста может привести к безумию, которое способен вызвать свинец. При чтении работ Юнга мы приходим к мысли о том, насколько трудно разобраться в алхимическом материале в силу его чрезвычайной сложности. Но Юнг приложил огромные усилия, чтобы извлечь перлы из навозной кучи и придать определенную форму материалу, который существовал в вышеприведенном виде. Рассмотрев данный ход рассуждений, можно обнаружить, что материал имеет логику, подобно сновидениям, и поддается осмыслению. Когда вы впервые слушаете рассказ о сновидении, может показаться, что в нем отсутствует какой-либо смысл. При внимательном изучении алхимического трактата, по аналогии со сновидением, вы доберетесь и до его смысла. Например, когда Олимпиодор упоминает черный свинец, мы понимаем, что речь идет об исходном веществе, а следовательно, о первичной материи мира, в которой заключена тайна жизни и смерти, известная только богу. Олимпиодор называет это веществом «нашим свинцом», который первоначально не был черного цвета, и противопоставляет его обычному свинцу. При этом он считает, что вещество, которое обычные ремесленники называли свинцом (такой свинец использовали в Римской империи для изготовлений водопроводных труб), отличается от того вещества, о котором говорят алхимики. Это основное вещество для экспериментов, которые способны объяснить, что имели в виду древние авторы.

Приводя цитату из Библии, Олимпиодор хочет сказать, что не следует буквально понимать текст, ибо превращение свинца есть тайна. Он также цитирует прорицание жреца храма Аполлона, вероятно, записанное в более древнем, но утраченном манускрипте, в котором говорится о гробе Озириса.

Вспомним легенду о том, как Сет убил Озириса. Сначала он изготовил свинцовый гроб, а затем, напоив допьяна присутствовавших на пиршестве гостей, предложил каждому из них примерить гроб под предлогом выяснения, кому этот гроб окажется впору. Когда Озирис забрался в гроб, Сет немедленно закрыл его крышкой, залил свинцом и бросил в море. Озирис погиб от удушья в свинцовом гробу. Следовательно, гробница Озириса — свинцовый гроб, гроб с герметическим покрытием из свинца, в котором находится мертвый бог, или божественный дух, в том виде, который он принял в момент смерти.

Именно этот смысл старался передать Олимпиодор. В гробу лежит мумия Озириса, при этом открытым остается только его лицо. Мумии, как правило завернуты в льняные пелена, с маской, изображающей лицо. Смысл этого не вполне ясен, но можно сказать, что при символической интерпретации, как и в случае сновидения, это имеет отношение к существу, которое является человеком лишь наполовину.

Олимпиодор также говорит, что сам Озирис есть не что иное, как герметизированный гроб или гробница, в которой сокрыты все члены его тела, кроме лица. Для «смертных» существует специальное слово «бройтос». Озирис — смертное и в то же время бессмертное существо. Он являет смертным свой бессмертный лик, сохраняя в тайне остальные части своего тела. «Природа недоумевает, когда скрывают тела». Это высказывание лишь отчасти понятно, поскольку, с одной стороны, существует человеческий лик, а с другой стороны, существует тайна, которая приводит в изумление даже природу. Я не могу Дать более подробную интерпретацию. «Он, Озирис — первоначальный источник всех влажных субстанций», т. е. первоначальной материи, исходного вещества, отправной точки (Arche). Влажные субстанции — исходный материал космоса, заключенный в сферу огня.

Из дальнейшего прочтения текста можно обнаружить точную аналогию: вещество помещается в герметизированный сосуд и подвергается варке, подобно Озирису, божественному духу, заключенному в свинцовом гробу.

Рис. 22. Озирис в кедровом гробу со свинцовым покрытием, символизирующий помутнение сознания (депрессию).

Когда в детстве я ставила опыты со смолой, я почувствовала, что подвергаю ее пытке. Она не могла совершить побег, т. е. не могла испариться, так как сосуд был закрыт, поэтому она оказалась целиком в моей власти, что позволило мне проделывать с ней различные one рации. Аналогией этому может служить Озирис, оказавшийся во власти Сета, могущественного принципа зла, и претерпевающий превращение и возрождение. Быть может, подобная ассоциация возникала у древних. Таким образом, заключение во гроб или в алхимический сосуд символизирует удушение, смерть, prima materia.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Производство бета-каротина
...

Утилизация мусора
Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуал ...

Моделирование парожидкостного равновесия реакционной смеси в процессе получения
Метилциклопропилкетон (МЦПК) – важный полупродукт органического синтеза. Одним из способов его получения является реакция разложения ацетопропилацетата с выделением уксусной кислоты (УК) [1] ...