Греческая алхимия
Книги / Алхимия / Греческая алхимия
Страница 5

Предположим, что вы не верите в воскресение из мертвых, но, тем не менее, уповая на возможность этого, раздумываете над этим. Естественно, первое, что вам приходит на ум, — это труп и то, что с ним происходит. Труп пожирают черви или его сжигают в крематории. При простодушном и искреннем отношении к этому вопросу, мы не сможем отрешиться от зрелища того, что останется от нас после смерти. Поэтому во всех культурах к телу умершего, олицетворяющему некую тайну, относились с величайшим почтением, выполняя при этом различные ритуалы. Форма человека, который недавно еще был жив, все еще существует, но ей чего-то не достает, что-то в ней изменилось. Непосредственное восприятие говорит вам, что то, что вы видите перед собой, есть ваш отец, друг или кто-то другой. Если это не гак, то что же перед вами? Уповая на воскресение из мертвых, вы рассуждаете следующим образом: если воскресение действительно возможно, тогда разложившееся тело должно каким то образом восстановить свою целостность. В ходе своих наивных рассуждений вы приходите к мысли о том, что если бы было известно первичное вещество, из которого возникает феномен тела, тогда можно было бы восстановить последнее.

Рис. 19. Анубис под руководством Изиды бальзамирует мумию Озириса.

Рис. 20. Нефтис и Изида приближают воскрешение Озириса.

Я не проповедую истину, я лишь хочу сказать, что такое представление могло возникнуть в наивном сознании. При обсуждении данной темы я нередко замечала, что люди действительно рассуждают таким образом о своем драгоценном теле. Возможно, существует какая-то первичная материя или вещество, которая и есть тайна Бога, но тогда почему он не желает воскресить все тело? Эта точка зрения получила широкое распространение среди христиан, которые в своем стремлении осмыслить это составили общее представление о воскресении. В основе рассматриваемых текстов, как мне кажется, лежат аналогичные наивные представления, а именно о том, что проблема воскресения каким-то образом связана с вопросом материи; если материя имеет первичную форму, то ее можно трансформировать.

Итак, если существует первичная материя, которую можно превратить в нечто иное, то она является вечной и не может быть подвержена распаду, В этом состоит идея атома, который невозможно разложить на составляющие. Само слово «атом» означает некую исходную частицу или вещество. Идея индивида заключена в неразложимой и потому бессмертной его сущности, поэтому, глубоко размышляя о вечных вещах, человек приходит к тайне воскресения, бессмертия и сотворения богом мироздания.

Данные представления лежат в основе рассматриваемых нами текстов. Этим объясняются также исследования алхимиков первичного состава космической материи и тот огромный эмоциональный стимул, который испытывал человек в своем стремлении к бессмертию, а также то, каким образом осуществлялась проекция процесса индивидуации на данную проблему. В своих утверждениях и интерпретациях я до сих пор исходила из некоторых египетских текстов, но в дальнейшем мы рассмотрим отличный от них текст V века, который позволит нам убедиться в правомочности вышеупомянутых представлений, до сих пер лишь косвенно упоминавшихся. Необходимо реконструировать ил на основе различных текстов.

После высказывания о том, что лев рождает льва, а собака — собаку, в тексте говорится: «Сподобившись участия божественной силы, мы можем приступить к приготовлению других веществ. Поэтому необходимо взять ртуть…» и т. д. Затем в тексте приводится описание рецептов, которые я не в силах истолковать. Некоторые вещества, например урину неиспорченного мальчика, можно интерпретировать, поскольку известно, что они играли определенную роль в древней магии, что означают названия других веществ, неизвестно. Историки химии выдвигали различные предположения по этому поводу, но большинство веществ так и не было достоверно установлено. Известно лишь то, что они представляют собой смеси металлов и других веществ, которые в основном использовались при изготовлении сплавов, и что существовали методы плавки и медленной коррозии с помощью кислот. Перечисляя рецепты, Изида говорит: «Теперь, мое дитя, ты знаешь тайну эликсира вдовы». Это свидетельствует о том, что некоторые рецепты относятся к изготовлению целебных эликсиров и колдовских амулетов скорее в африканском смысле этого слова, нежели к алхимии. Каким образом это увязывается с наивным подходом?

В детские годы со мной произошел случай, который, быть может, прольет свет на этот вопрос. В десятилетней возрасте из-за болезни мне нередко приходилось пропускать занятия в школе. Обычно школу я посещала в утренние часы и во второй половине дня, когда моя сестра была на занятиях в школе, я оставалась дома одна. Я очень скучала, мне не с кем было играть, поэтому в задней части птичника я оборудовала то, что я назвала своей лабораторией. Однажды я прочитала, что янтарь образуется из смолы, которая, попав в морскую воду, через много лет затвердевает. В моей фантазии янтарь быстро превратился в желтую жемчужину, и я решила изготовить круглую желтую янтарную жемчужину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Резерфордий (Rutherfordium), Rf
Резерфордий - искусственно полученный радиоактивный химический элемент IV группы периодической системы Менделеева, атомный номер 104. Известны только радиоактивные изотопы: 260Rf и 259Rf (периоды полу ...

Углерод (С)
Углерод (Carboneum), С - химический элемент IV группы, побочной подгруппы, 2-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, порядковый номер 6. Относительная атомная масса: 12,011. Элек ...

Введение
 Комплексные фториды многих редких металлов интересны как по своей структуре и свойствам, так и в качестве материалов для развития многих направлений новой техники. Примерами могут служить фротоцир ...