Обсуждение результатов экспериментаМатериалы / Химический эксперимент по неорганической химии в системе проблемного обучения / Обсуждение результатов экспериментаСтраница 2
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O,
Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O.
В растворе щелочи осадок Fe(OH)3 не растворяется.
Опыт 3.Учащиеся знают, что нерастворимые соли (СaCO3) не должны взаимодействовать с другими солями. Однако в системе FeСl3 + CaCO3 они наблюдают бурное выделение газа и выпадение бурого осадка. Для выяснения, какой это газ, в реакционную пробирку вносят горящую лучину, она гаснет. Следовательно, выделяющийся газ – CO2. Анализ осадка проводят аналогично опыту 2. Итак, при взаимодействии FeCl3 c CaCO3 образовались углекислый газ и гидроксид железа(III). Учащиеся объясняют, что образовавшаяся при гидролизе FeCl3 соляная кислота реагирует с CaCO3:
FeCl3 + H2O <=>FeOHCl2 + HCl,
Fe3+ + H2O <=>FeOH2+ + H+;
2HCl + CaCO3 = CaCl2 + H2O + CO2,
2H+ + CaCO3 = Ca2+ + H2O + CO2.
Поскольку ионы H+ реагируют с CaCO3, то гидролиз FeCl3 идет по 2-й и 3-й ступеням:
FeOH2+ + H2O <=>Fe(OH)2+ + H+,
Fe(OH)2+ + H2O <=>Fe(OH)3 + H+.
Опыт 4.Учащиеся замечают изменение окраски раствора. Бесцветный раствор становится голубым, что явно свидетельствует о появлении в растворе гидратированных ионов меди Cu2+. Как это объяснить, если известно, что средние соли не реагируют с основными оксидами?
Сульфат алюминия гидролизуется по катиону:
Al3+ + H2O <=>AlOH2+ + H+,
Al2(SO4)3 + 2H2O <=>2AlOHSO4 + H2SO4;
AlOH2+ + H2O <=>Al(OH)2+ + H+,
2AlOHSO4 + 2H2O <=> (Al(OH)2)2SO4 + H2SO4.
Образующаяся серная кислота при нагревании взаимодействует с оксидом меди(II). Ионы Cu2+ переходят в раствор и придают ему голубую окраску.
CuO + H2SO4 = СuSO4 + H2O,
CuO + 2H+ = Сu2+ + H2O.
Учащиеся анализируют раствор на содержание ионов Cu2+. Для этого прибавляют к фильтрату раствор щелочи, наблюдается выпадение голубого осадка:
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4,
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓.
Опыт
5. Учащиеся исходят из следующих представлений. При гидролизе соли может образоваться кислота. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, основными оксидами, нерастворимыми солями (если при этом образуется газ), нерастворимыми основаниями и амфотерными гидроксидами. Первые три случая рассмотрены выше (см. опыты 2–4), следовательно, можно предположить, что растворы солей, гидролизующихся по катиону, будут растворять основания и амфотерные гидроксиды. Продукт такого гидролиза – кислота – будет взаимодействовать с основаниями и амфотерными гидроксидами. Например, в растворе Al2(SO4)3 растворится основание Cu(OH)2, а в растворе FeCl3 растворится амфотерный гидроксид Al(OH)3:
Al2(SO4)3 + 2H2O <=>2AlOHSO4 + H2SO4,
H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O;
FeCl3 + H2O <=>FeOHCl2 + HCl,
3HCl + Al(OH)3 = AlCl3 + 3H2O.
Учащиеся проводят эти реакции, доказывая, что их гипотеза верна: Cu(OH)2 растворяется в растворе сульфата алюминия, а Al(OH)3 растворяется в растворе хлорида железа(III).
Можно показать такой «фокус». Нерастворимое основание Fe(OH)3 взаимодействует с раствором FeCl3, осадок растворяется:
FeCl3 + H2O <=>FeOHCl2 + HCl,
Fe(OH)3 + 2HCl = FeОНCl2 + 2H2O.
(Советуем учителю заранее подобрать нужные концентрации растворов, чтобы ожидаемые эффекты реакций, которые будут проводить учащиеся и сам учитель, наблюдались.)
Вывод. Если к раствору соли, подвергающейся гидролизу, добавить вещество, способное взаимодействовать с кислотами или щелочами, то это вещество взаимодействует с продуктами гидролиза – кислотами или щелочами.
Смотрите также
Тест-системы для индикации ионов тяжёлых металлов в объектах окружающей среды
...
Медь и её свойства
МЕДЬ (лат. Cuprum), Cu (читается
«купрум»), химический элемент I группы периодической системы Менделеева,
атомный номер 29, атомная масса 63,546.
...
Коллоидная химия
Предметом физической химии является объяснение
химических явлений на основе более общих законов физики. Физическая химия
рассматривает две основные группы вопросов:
1. Изучение строения и ...