Приложение
4Периодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Приложения / Приложение
4Страница 1
Разработка планов уроков для контрольного класса (по учебнику О.С. Габриеляна).
Урок № 1.
Тема: "Классификация химических реакций"
Цель: обобщить и расширить представление учащихся о классификации химических реакций.
Оборудование: сера, спиртовка, зажим, кристаллизатор с водой, магний, щипцы,, H2SO4, BaCl2, H2O2, MnO2, мультимедийные проектор, диск, компьютер.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
Организация класса.
Изучение нового материала.
Учащиеся самостоятельно по учебнику (§ 11, стр.100-111) заполняют таблицу (25 мин)"Классификация химических реакций".
Признак классификации |
Типы реакций |
Определение типов реакций |
Примеры |
В конце урока учитель демонстрирует опыты, учащиеся классифицируют реакции по шести признакам, записанным в таблице:
1. переход кристаллической серы в пластическую;
2. горение магния;
3. разложение малахита;
4. взаимодействие раствора иодида калия с хлорной водой;
5. взаимодействие раствора серной кислоты с хлоридом бария;
6. разложение пероксида водорода под действием оксида марганца (IV).
7. взаимодействие меди с концентрированным раствором азотной кислоты.
Рассмотрение метода электронного баланса (на примере последней реакции):
Cu + HNO3(конц) = Cu(NO3) 2+ NO2 +H2O
1 2 Cu0 - 2ê → Cu2+процесс окисления, медь – восстановитель 2 N5+ + ê → N4+процесс восстановления, кислота – окислитель Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3) 2+ 2NO2 +2H2O.
Итоги урока.
Домашнее задание: § 11, упр.1,6.
Урок № 2.
Тема: "Коррозия металлов".
Цель: актуализировать, расширить и углубить знания учащихся о коррозии металлов.
Оборудование: образцы "чистого" и ржавого железа, металлических изделий, защищенных от коррозии покрытиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организация класса.
Проверка домашнего задания (5-7 мин).
Самостоятельная работа: составить 5 уравнений реакций металла с разными классами веществ. Работа выполняется по вариантам: I – натрий, II – цинк, III – алюминий, IV – железо.
Изучение нового материала.
Прочитайте о коррозии в учебнике на стр. 208-210. Выпишите определение коррозии.
Запишите классификацию видов коррозии по характеру воздействия на металлическую поверхность и по химизму.
Запишите примеры химической коррозии. в какой среде она происходит?
Запишите, в какой среде происходит электрохимическая коррозия.
Далее учитель объясняет, что электрохимическая коррозия при контакте двух металлов, это приводит к образованию гальванической пары, в которой более активный металл отдает свой электроны менее активному и разрушается: Fe0 - 2ê → Fe2+, а на поверхности менее активного металла идет восстановление в кислой среде: 2H+ +2ê → H2 ↑;
в нейтральной среде или щелочной: 2H2O + 2ê→ 2OH - + H2 ↑.
Поэтому в нейтральной и щелочной среде образуется гидроксиды железа Fe2+ + 2OH - → Fe(OH) 2; 4 Fe(OH) 2 + 2H2O + O2 → 4Fe(OH) 3;
Fe(OH) 3 → FeO(OH) + H2O.
В кислой среде ржавчина не образуется, ионы металла переходят в раствор: Fe0 + 2H+ → Fe2+ + H2 ↑.
ИТОГИ УРОКА
IV. Домашнее задание: § 18 стр. 208-214. Выписать в тетрадь способы защиты от коррозии, упр.16-20.
Методы защиты |
Принцип действия |
Область применения |
Смотрите также
Металлы. Свойства металлов
...
Олово (Stannum), Sn
Олово - химический элемент IV группы периодической системы Менделеева; атомный номер 50, атомная масса 118,69; белый блестящий металл, тяжёлый, мягкий и пластичный. Элемент состоит из 10 изотопов с ма ...
Сурьма (Stibium), Sb
Сурьма - химический элемент V группы периодической системы Менделеева; атомный номер 51, атомная масса 121,75; металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком. В природе известны два стабильных из ...