Разработка
планов уроков по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для 11
классаПериодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Методика
формирования умений пользоваться химическим языком при изучении темы
"Окислительно-восстановительные реакции" в старшей школе / Разработка
планов уроков по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для 11
классаСтраница 1
При изучении темы в классе предполагаются стенды с занимательными заданиями по теме, а также домашние эксперименты (приложение 6,7).
Урок №1
Тема: "Окислительно-восстановительные реакции".
Задачи: обобщить, систематизировать знания и умения учащихся по теме; развитие активной мыслительной деятельности, повышение интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний и умений.
Оборудование: карточки-задания, компьютер, диски с опытами, мультимедийный проектор, грамоты, медали, часы.
Ход урока:
На предыдущем уроке учащимся в качестве домашнего задания было задано повторить (вспомнить) материал по теме.
На перемене учащиеся расставляют мебель в кабинете так, чтобы могли разместиться все команды по 5-7 человек, разделяются на команды. Учитель объявляет о форме проведения урока – игра, а также основные правила мероприятия.
Правила игры:
1. Команда состоит из 5-7 человек, включая капитана.
2. В ходе игры вы получаете баллы за задания, а также дополнительные задания принесут вам лишние баллы. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов.
3. В конце урока все учащиеся получают оценки в зависимости от своей активности во время урока.
4. Если команда справляется с заданием ранее указанного времени, ей присуждается еще полбалла. Все задания выполняются строго по времени. Плохое поведение также отражается на сумме баллов.
Ход игры.
Задание №1
Из перечисленных уравнений выберите окислительно-восстановительные реакции, по какому принципу проводили отбор: 2Na+O2=Na2O2, 2NaNO3=2NaNO2+O2, K2CO3+2HCl=2KCl+CO2+H2O, NaOH+CO2=NaHCO3, KOH+Al(OH) 3=K [Al(OH) 4] , 8NH3+3Br2 =6NH4Br+N2.
время 3 мин, баллы 4(за каждое правильно указанное уравнение + балл ответ на вопрос).
Учитель: правильно было указать те уравнения реакций, где произошли изменения степеней окисления элементов, что является главным признаком данной группы реакций.
Задание №2
Используя числовую прямую, укажите все возможные виды степеней окисления:
-4 - 3 - 2 - 1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8
время 3мин, баллы 5(за правильно указанное название степени окисления).
Допол. вопрос: Почему прямая заканчивается +8, а начинается с - 4?
учитель чертит схему на доске:
степень окисления положительная нейтральная отрицательная
высшая промежуточная низшая промежуточная
Задание №3
В ходе каких процессов происходит изменение (уменьшение или увеличение) степени окисления элементов в ОВР? Как называются эти процессы? Приведите по 1 примеру.
время 4 мин, баллы 5 (по баллу за пример + баллы за указание причины).
Учитель: речь идет о процессах окисления и восстановления, входе которых происходит увеличение и уменьшение степени окисления соответственно.
Задание №4
Вставьте пропущенные слова и символы:
атом, молекула или ион, отдающие электрон, ……(что с ними происходит?), но сами при этом являются …… (роль в ОВР).
атом Li0…. . →Li+, молекула H20…. →2H+, ион Fe2+…. . →Fe3+,
процесс ……
атом, молекула или ион, принимающая электрон, …… (что с ними происходит?), но сами при этом являются …… (роль в ОВР).
атом S0 …. . →S2 - , молекула Cl2……→2Cl-, ион Sn4+……→Sn2+, процесс …….
время 4 мин, баллы 5= 3 (каждое уравнение полуреакции 0,5б) +2(указание названия процессов).
Учитель: здесь необходимо было вспомнить что такое окислитель и восстановитель и что в этой роли могут выступать атомы, молекулы и ионы.
Задание №5
Al + S→Al2S3Вопросы: 1) что вам представлено?
2 6 Al0-3ê→Al3+2) как называется каждый из процессов?
3 S0+2ê→S2 - 3) какую роль играет Al и S в реакции?
Расставьте коэффициенты. 4) что значат цифры 3, 2, 6?
время 4 мин, баллы 4 (за каждый вопрос).
Задание №6
Осуществите переходы с указанием окислительно-восстановительных процессов, окислителя и восстановителя. Укажите соответствующие соединения и их роль реакции.
S2-↔S4+→S6+Mn0↔Mn2+←Mn7+.
время 5 мин, баллы 5 (по 0,5 за каждое уравнение полуреакции с указанием окислителя и восстановителя + по 1 баллу за каждую схему с участием веществ).
Учитель: ионы (и соответствующие им соединения), содержащие элементы в низшей степени окисления являются восстановителями; ионы (и соответствующие им соединения), содержащие элементы в промежуточной степени окисления являются и окислителями, и восстановителями; ионы (и соответствующие им соединения), содержащие элементы в высшей степени окисления всегда являются окислителями.
Смотрите также
Химики создали молекулу, способную удалять из раствора отрицательно заряженные ионы
Химики создали органическую молекулу, способную связывать отрицательно заряженные ионы растворенных веществ. Это позволяет очищать растворы от ионов, например, хлора и фтора.
Агенты (вещества), спос ...
Методы обессоливания нефти и нефтяного сырья (тяжелых остатков)
Степень
подготовки нефти, поставляемой на нефтеперерабатывающие заводы, определена ГОСТ
9965-76.
В
зависимости от содержания в нефти хлоридов и воды установлены три г ...