Межпредметные связи при проблемном обучении химииПериодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на
примере углерода и его соединений / Межпредметные связи при проблемном обучении химииСтраница 2
Осуществление связи обучения химии и физики можно показать при изучении вопроса о строении твердых веществ. Учебную проблему здесь формулируем так: от чего зависят свойства кристаллических тел? Поиск решения данной проблемы идет путем установления связей с курсом физики 7-8 классов, используя знания, полученные на уроках физики, учащиеся в ходе обсуждения этого проблемного вопроса говорят, что вероятно, свойства кристаллических тел зависят от частиц, из которых построен кристалл.
На уроке этот вопрос мы решаем путем привлечения и постановки ряда физических опытов. В два стаканчика помещаем одинаковое количество “сухого льда” (оксид углерода IV) и чистого кварцевого песка (оксид кремния IV). Стаканчики устанавливаем на разные чашки весов. Через некоторое время масса кристаллического оксида углерода (IV) начинает уменьшаться. Это изменение фиксируем как визуально, так и показаниями весов. Масса оксида кремния (IV) остается без изменения. С помощью горящей лучинки устанавливаем, что в стакане с “сухим льдом” находится газообразный оксид углерода (IV). На основе опыта определяем, что оксид углерода (IV) легко возгоняется, а оксид кремния (IV) не возгоняется обычной температуре. Поясняем, что углекислый газ имеет молекулярную кристаллическую решетку. Молекулы слабо связаны друг с другом, поэтому вещество легко возгоняется. SiO2 тугоплавок, т.к. в узлах кристаллической решетки содержатся атомы Si и O, которые связаны прочными ковалентными связями. Подтверждается главная идея химии.
Затем ставим второй опыт. Берем кусок магния с ярко выраженным кристаллическим строением на изломе и кристаллический хлорид натрия в стаканчике. С помощью прибора устанавливаем электрическую проводимость магния и отсутствие ее у хлорида натрия. Хлорид натрия растворим в воде и раствор испытываем на электрическую проводимость. Ставим вопрос: как объяснить это свойство вещества? Проблему решаем с помощью тех знаний, которые учащиеся получили в курсе физики 8 кл. Учащиеся дают примерно такой ответ. В узлах кристаллической решетки металла расположены ионы, обладающие положительным зарядом, нейтральные атомы, а также отрицательно заряженные электроны. Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютной величине равен положительному заряду всех ионов решетки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален. Беспорядочное движение электронов не создает тока в металле, но если в металле создать электрическое поле, то все свободные электроны начнут двигаться в направлении действия электрических сил, возникает электрический ток, представляющий поток электронов.
Хлорид натрия в твердом состоянии не обладает электрической проводимостью, и это говорит о том, что в нем свободных электронов нет. Значит, причина электрической проводимости хлорида натрия в растворе другая. Из курса физики известно, что “при растворении солей в воде их кристаллы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Электрический ток в растворе представляет собой направленное движение положительных и отрицательных ионов”. Различия в свойствах двух веществ объясняются различием кристаллических решеток. У хлорида натрия ионная кристаллическая решетка, у магния – металлическая. В подтверждение этого демонстрируем таблицу.
вещество |
тип кристаллической решетки |
температура плавления |
отношение к воде |
оксид углерода IV |
молекулярная |
-57°C при 0,5 МПа |
малорастворимая |
оксид кремния |
атомная |
1705°С |
нерастворимая |
хлорид натрия |
ионная |
1465°C |
растворимая |
магний |
металлическая |
650°C |
нерастворимая |
Смотрите также
Коллоидная химия и поверхностные явления
...
Методы разделения азеотропных смесей
...
Фосфор (Phosphorus), Р
В темной комнате или ночью на улице попробуйте сделать такой простой опыт. Не очень сильно, так, чтобы не загорелась спичка, чиркните ею по спичечной коробке. Вы заметите, что некоторое время на терке ...