Сырьевая база химической промышленности
Материалы / Сырьевая база химической промышленности
Страница 9

По итогам прошлого года было добыто 29,9 млн. т. При этом отмечается высокая - более 80% степень выработанности активных извлекаемых запасов. Чтобы исключить снижение объемов добычи нефти, необходимо с помощью геологоразведочных работ выявлять новые залежи и вводить месторождения. Неразведанная часть начальных суммарных ресурсов нефти в республике достигает 41%.

В рамках программы планируется производить сейсморазведочные работы на Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах, что позволит прирастить запасы нефти на 100 млн.т. Еще один резерв топливно-энергетического комплекса природные битумы, которые могут быть источниками энергоносителей, альтернативных мазуту, каменному углю и природному газу.

Сегодня в госбалансе учтено 19 месторождений битума, объем извлекаемых запасов которых составляет 36,4 млн.т. Для производства генераторного газа и синтетического жидкого топлива применяется каменный уголь, прогнозные ресурсы которого в Татарстане составляют 2,7 млрд.т. На республиканском балансе содержится 250 месторождений 18 видов нерудных материалов, также в республике имеются месторождения подземных вод.

Вся программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы оценивается в 10 млрд. руб. По словам Бориса Петрова, при затратах на геологоразведочные работы в размере 10 млрд. руб., доходы государства составят от 213 млрд. руб., при неблагоприятных условиях до 418 млрд. руб. в первые 5 лет.

Если недрапользователи Татарстана найдут 1,4 млрд. руб., федеральные бюджет профинансирует работы на 130 млн. руб. (сумма бюджетных средств не может превышать 20%).

Требуется разработать механизм воспроизведения минерально-сырьевой базы, которая сегодня восполняется только на 32%. Если в 2006 г будет введена дифференцированная ставка налога на добычу полезных ископаемых, потребуется и новый федеральный закон о специальных налоговых режимах.

Одним из ключевых здесь стал Закон Республики Татарстан «О нефти и газе» от 1997 года, который предполагал регулирование отношений между Центром и субъектом Федерации, возникающих при разработке нефтегазовых месторождений, добыче нефти и газа, обеспечивал рациональную эксплуатацию и безопасность работ, защиту интересов граждан республики и охрану права собственника и пользователя недр.

В ряде из них, в частности, в международном пакте о политических и гражданских правах 1976 года, который признан Российской Федерацией, особый акцент сделан на том, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами территорий, на которых проживают. Надо сказать, эта норма зафиксирована и в части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Татарстанский закон «О нефти и газе», не имеющий аналогов в субъектах Федерации, через льготное налогообложение предоставил право республике вовлечь в хозяйственный оборот низкодебетные и низкорентабельные нефтяные месторождения, которые в других регионах России были закрыты. Закон дал возможность увеличить добычу нефти на 5-6 млн тонн в год, помог выстоять нефтедобывающей отрасли Татарстана в самые тяжелые кризисные 1997-1998 годы.

Все это привело к целенаправленному формированию «точек роста» народного хозяйства, подъему региональной экономики, созданию благоприятных возможностей для реализации социально-экономических программ, и, как следствие, Татарстан в настоящее время является одним из немногих в России регионом-донором с устойчивой конкурентоспособной экономикой.

Можно с уверенностью сказать, что республиканское законодательство с экономической стороны себя вполне оправдало. После более чем четырехкратного падения добычи нефти со 103,7 млн тонн в 1975 году до 23,8 млн тонн в 1991 году в результате эффективных мер государственной поддержки удалось не только стабилизировать уровень добычи, но и поднять этот показатель в 2002 году до 28,7 млн тонн.

Ситуация в сфере правового регулирования недропользования стала меняться с начала проведения федеральным центром политики укрепления вертикали власти и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Качественные изменения произошли во взаимодействии Центра и республики в части недропользовании в связи с принятием нового Налогового кодекса Российской Федерации, где, по сути, игнорируются положения 9 статьи Конституции России и нормы международного права. Теперь право собственности закрепляется федеральным законодательством таким образом, что практически все природные налоги на недропользование перераспределились в пользу центральных структур.

При разработке нового Налогового кодекса РФ парламент Татарстана внес пакет предложений в Государственную Думу с предложением предусмотреть в нем дифференциацию налогов в зависимости от условий добычи. Однако наша позиция фактически была проигнорирована.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Методы обнаружения и измерения радиоактивного излучения радия и тория
РАДИОАКТИВНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ, СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ, ТОРИЙ-232, РАДИЙ-226, ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ. Цель курсовой работы: целью данной курсовой работы является ознакомле ...

Ученые обнаружили молекулу, которая уменьшает последствия сердечных приступов
Ученые обнаружили молекулу, которая уменьшает последствия сердечных приступов, активируя защитный механизм, предохраняющий ткани сердца от повреждений при недостатке в них кислорода, говорится в стать ...

Получение феррита бария из отходов производства машиностроительных предприятий
Бария гексаферрит, бария карбонат, отход термического производства, утилизация, бария хлорид, гальваношлам.      В курсовой работе предложены методы получения феррита бария, который ...