Самосмазывающие материалы на основе сшивающихся связующих
Периодическая система / Композиционные триботехнические материалы на основе олигомеров сшивающихся смол / Литературный обзор по теме: ’’Композиционные триботехнические материалы на основе сшивающихся смол ’’ / Самосмазывающие материалы на основе сшивающихся связующих

Для изготовления подшипников скольжения тяжелонагруженных и высокоскоростных узлов трения наиболее используемыми являются сшивающие полимерные связующие – фенолформальдегидные, эпоксидные и другие смолы. Среди них особо интересны фенолформальдегидные смолы, имеющие развитую сырьевую базу, обладающие высокими удельными физико-механическими характеристиками. На основе этого связующего создана группа композиционных материалов и покрытий антифрикционного назначения, нашедших широкое применение в машиностроении[9]

.

В качестве функциональных добавок, улучшающих износостойкость и снижающих коэффициент трения, в фенолформальдегидные смолы вводят графит, дисульфид молибдена, фторопласт-4, порошки металлов и оксидов, образующие на поверхностях трения устойчивую пленку переноса. Эффективным методом повышения фрикционных характеристик для композиций такого типа является реализация термоактивационного эффекта. Суть эффекта заключается в образовании в зоне трения многокомпонентной пленки, состоящей из сухой смазки и металлополимера, который генерируется непосредственно в процессе трения, благодаря разложению под действием локальных температур введенной в состав композиции металлосодержащей соли. Расширения нагрузочно-скоростного диапазона реализации термоактивационного эффекта удается достичь при использовании специальных методов обработки рабочей поверхности металлического вала. Так, фосфатирование вала из стали 45 в течение 3-15 мин позволяет снизить нагрузочно-скоростные режимы трения, обуславливающие образование металлополимерной антифрикционной пленки, при одновременном снижении коэффициента трения. Образование фосфатного слоя на поверхности вала способствует закреплению частиц смазочных компонентов, содержащихся в материале подшипника, увеличивает время нахождения их в зоне трения и тем самым обеспечивает стабильную работу узла трения.

Все большее распространение в машиностроении получают композиционные материалы на базе сшивающихся связующих холодного отверждения. Преимущества таких материалов: высокая технологичность изготовления и переработки, возможность использования в полевых и ремонтных условиях способствует их широкому применению. Среди таких композитов в настоящее время наиболее известны материалы на основе эпоксидных смол и их различных модификаций.

В последние годы внимание привлекают ненасыщенные полиэфирные смолы. Данные связующие имеют более низкую стоимость по сравнению с эпоксидными, высокие эксплуатационные показатели. Существенным недостатками полиэфирных смол являются низкая ударная вязкость, высокие усадка и коэффициент трения. Традиционные сухие смазки не обеспечивают значительного улучшения фрикционных характеристик полиэфирных смол. Наибольший эффект снижения коэффициента трения достигнут при введении компонентов, формирующих в зоне трения разделительные слои, например, легкоплавких полиолефинов. Под действием температур в зоне фрикционного контакта на поверхности полимерного подшипника формируется пленка расплава полиолефина, которая снижает адгезионное взаимодействие полиэфирного связующего с металлической поверхностью.

Одним из главных достоинств полиэфирных связующих по сравнению с материалами аналогичного класса является возможность регулирования времени нахождения в частично сшитом (резиноподобном) состоянии. Композиционный материал, находящийся в резиноподобном состоянии, может быть легко трансформирован в изделия сложной конфигурации без использования сложной технологической оснастки. Достаточная длительность резиноподобного состояния – от десятков минут до нескольких часов – позволяет формировать крупногабаритные изделия с большой массой. Используя этот эффект, можно формировать многослойные изделия, каждый слой которых обладает специфическими свойствами. Особый интерес это качество разработанных композиций приобретает при изготовлении крупногабаритных подшипников скольжения.

Разработаны технологическая оснастка и технологический регламент, позволяющие применять композиционные материалы на основе ненасыщенных полиэфирных смол при ремонте и восстановлении техники в полевых условиях.

Для узлов трения с повышенными требованиями по надежности и долговечности разработан материал Хтиболон. Композиция включает термореактивное связующее (эпоксидное, фенолформальдегидное, фурановое или их смеси) и армирующий наполнитель в виде однонаправленных или хаотически расположенных углеродных волокон или углеродных тканей. Дополнительно в состав введены твердые смазки, порошки полимеров, металлов, базальтовые, стеклянные, металлические волокна или ткани[3,8]

.

Смотрите также

Физии обнаружили два ранее неизвестных свойства золота
Физики из Института технологий американского штата Джорджия сообщили об обнаружении двух ранее неизвестных свойств золота, которые драгоценный металл проявляет на микроскопическом уровне. В масштабе & ...

Теоретическое изучение возможности изомеризации карбенов в четырех- или шестичленные гетероциклы
...

Глоссарий
Аблюция  (омовение) — процесс промывания или обмывания твёрдой субстанции жидкой — обычно водой. Адепт  — добившийся успеха алхимик, то есть тот, кому удалось создать Философский камень ...