Имена великих учёных и их вклад развитие РХО
Материалы / Истории Русского химического общества / Имена великих учёных и их вклад развитие РХО
Страница 1

Александр Абрамович Воскресенский

(1809-1880) — российский химик-органик, создатель (вместе с Николаем Николаевичем Зининым) большой школы русских химиков, член-корреспондент Петербургской АН (1864).

Преподавал во многих учебных заведениях Петербурга.

А. Воскресенский установил состав и некоторые свойства нафталина и хинной кислоты (1838); открыл хинон и теобромин (1841), исследовал отечественные горючие ископаемые (торф, сланцы, бурые и каменные угли), пропагандировал минеральные удобрения.

Александр Воскресенский, или как его еще называют русский "дедушка химии" — родился 25 ноября 1809 года в городе Торжок Тверской губернии. Скончался 21 января 1880 года в Петербурге, живя на покое после долгой и плодотворной деятельности. Отец Александра Абрамовича (в 1809 г. — диакон) скончался священником в 1814 г., оставив на руках матери, без всяких средств, кроме маленького домика, 2 сыновей и дочь — малолеток.

В местное духовное училище и тверскую семинарию сирот сыновей приняли на епархиальный счет. Холщевников, учитель духовного училища в Торжке, дядя В., первый заметил в нем особые таланты и настоял на необходимости дальнейшего учения будущего русского ученого. Семинарию Саша Воскресенский окончил первым и в числе немногих (с H.H. Тихомандрицким) поступил в Главный Педагогический институт, давший России столь много примечательных деятелей. Здесь он также кончил курс по первому разряду (в 1836 г.) и, получив золотую медаль, был отправлен за границу, с плеядой тех известнейших и талантливейших русских профессоров (Николай Пирогов между ними выдавался более всех), которыми граф Сергей Уваров задумал заменить наплыв иностранных профессоров в русские университеты.

Ученик Гесса, бывшего профессором химии в Педагогическом институте, Александр Воскресенский изучил подробности химических методов исследования за границей у таких передовых ученых того времени, как Митчерлих, Розе и Магнус в Берлине и Юстус Либих — в Гиссене. Лаборатория последнего в те годы была центром, куда шли со всех концов миpa изучать новую тогда область исследования органических (углеродистых) соединений. Кто-то сам лично слышал от Либиха (в 1860 г. в Мюнхене) отзыв о том, что среди всей массы его учеников он считал Александра Воскресенского наиболее талантливым, которому все трудное давалось с легкостью, который на сомнительном распутье сразу выбирал лучший путь, кого любили и верно ценили окружающие. Здесь, у Либиха в Гиссене, Воскресенский из ученика уже стал ученым, решающим научные вопросы времени, и с 1838 года (в "Annalen d. Chemie und Pharmacie", ныне "Liebigs Annalen") начинается список статей "дедушки русских химиков".

Здесь Александр Воскресенский исследовал "действие серного ангидрида на маслородный газ", "состав хинной кислоты" и "элементарный состав нафталина", который до того времени был сомнителен и имел важное значение, как для решения вопроса об атомном весе углерода, так и для суждения о составе углеводородов, бедных водородом, которые ныне называются — далекими от предела ароматическими соединениями. В 1838 г.

Александр Воскресенский возвратился в Петербург и сразу получил место адъюнкта (при профессоре Соловьеве) химии в петербургском университете и инспектора в главном педагогическом институте. В следующем 1839 г. А. Воскресенский получил степень доктора ("философии", как тогда называли докторов естествознания), написав сочинение о хинной кислоте, где опубликовано его исследование о хиноне (современное название — тогда его называли хиноилом), как типе громадного ряда веществ, ныне получивших большое теоретическое и техническое значение. С этого времени у него начинается преимущественно педагогическая деятельность.

Проникшись основной мыслью графа Уварова, Александр Воскресенский заменяет Гесса после его смерти, и старается, может быть даже сверх меры, удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему, как к новому русскому химику. Он читает в университете, в педагогическом институте, в институте путей сообщения, в инженерной академии, в пажеском корпусе и в школе гвардейских подпрапорщиков, и удерживает эти места, пока не народился сонм свежих русских сил, могущих его заменить. Плодом такой усиленной педагогической деятельности является то множество русских химиков, которое и дало Воскресенскому прозвище "дедушки русских химиков". Чтобы указать, какую любовь к делу, какую охоту к разработке химических знаний и какую основу самобытного развития этих знаний в России внушали его чтения, достаточно сказать, что между его учениками были Николай Николаевич Бекетов, Николай Николаевич Соколов, Николай Александрович Меншуткин, А.Р. Шуляченко, П.П. Алексеев и множество других лиц, укрепивших как в ученом мире всего света, так и во всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Хроматографический анализ различных классов веществ
Выбор конкретных условий проведения хроматографического анализа определяется тремя основными факторами: составом анализируемой смеси; поставленной аналитической задачей и имеющейся аппарату ...

Абсорбция углекислого газа водой
Исходные данные для расчета абсорбционной установки: Шифр по Иоффе – 4; Тип насадки – ситчатые тарелки; Поглощаемое вещество – диоксид углерода (СО2); Количество газовой с ...

Методы активации химических процессов
Для интенсификации технологических процессов применяют различные физические факторы воздействия, в частности акустические колебания. Изучением взаимодействия мощных акустических волн с веще ...