Химический язык как средство познания в обучения химии
Периодическая система / Методика формирования умений пользоваться химическим языком в курсе общей химии / Состояние проблемы формирования химического языка в методике обучения химии и в современной школе / Химический язык как средство познания в обучения химии
Страница 1

Язык, по С.И. Ожегову, - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и является орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе [17].

Изучение химии в средней школе включает активное использование языка науки [20]. Каждая наука излагает результаты познания на языке, удобном для описания знаний, для отражения существенного и специфичного в них. Язык химической науки включает в свой состав, кроме естественного языка слов и предложений, весьма специфическую часть: химическую терминологию, номенклатуру и символику, или " химический язык ". Это понятие прочно утвердилось в методике химии и используется в науке.

Химический язык - совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими [15].

Основа – химическая терминология (введена в науку А. Лавуазье); функции: закрепление и краткое выражение понятия специфическим словом.

Специфическая часть – символика (основоположник Я. Берцелиус) – система условных знаков, которые обобщенно, условно обозначают объекты, явления закономерности химии, обзорно раскрывают их существенные признаки, связи, отношения, дают им качественную и количественную характеристику. Функции: краткость, однозначность, точность, следовательно, язык обобщенно, экономно и обзорно выражает существующие знания, отражает специфику химического познания.

Дополнительная часть – номенклатура – совокупность или перечень употребляемых в химии названий; терминов, а также правил их составления. Функции: систематизация элементов, веществ, частиц, помогает отличить их друг от друга, объединить их в группы, обобщаемые терминами; дополняет химические формулы знаниями о характере соединений. Язык химии включает в себя знаки других наук: элементы математической символики и логики, физические величины, термины общенаучных понятий (схема 1).

Схема 1. Структура химического языка

Эти особенности позволяют ему обобщенно, экономно и обзорно выражать существенные знания. Он стал активным средством познания химии, описания его результатов, выражения наиболее важных и характерных признаков и объективных связей в химии.

Особенности языка химии и его методологическая направленность обуславливают разнообразные функции в химическом познании:

- защищать химические объекты и быть носителем информации в них;

- кратко и однозначно обозначать их в условных знаках и терминах;

- качественно и количественно выражать результаты познания химии;

- формирование понятий и отражение их сущности;

- обобщение и систематизирование знаний;

- прогнозирование моделирование новых соединений, пути их синтезов и реакций, лежащих в их основе;

- организация мышления, стимулирования поиска, открытия, коммуникация.

Школьный химический язык представляет собой дидактически переработанный в соответствии с содержанием обучения язык химии. Он направлен на усвоение курса химии средней школы, на развитие и воспитание учащихся. В связи с этим реалии школы предъявляют определенные требования к школьному химическому языку:

- доступность и простота для понимания учащихся;

- не загруженность сложными языковыми конструкциями и математическим аппаратом.

Химический язык на всех этапах обучения химии выполняет разнообразные функции:

является средством передачи и приобретения программных знаний;

осуществление различных способов деятельности;

установление внутри - и межпредметных связей;

формирование мышления учащихся, а также их мировоззрения.

Очень велика роль химического языка в эмпирическом познании, в обобщении и систематизации его результатов, а также теоретическом познании химии, для теоретического обобщения и систематизации знаний учащихся.

Химический язык имеет большие возможности в реализации воспитывающей функции обучения [30]. Он может быть использован как действенное средство формирования научного мировоззрения, если в процессе обучения будет обеспечено понимание значения и содержание знаковой системы химического языка. При разрыве формальной стороны (написание знаков) и содержательной (объяснение их смысла связи с реальными объектами) в сознании учащихся происходит раздвоение: с одной стороны воспринимаемый мир реальных веществ и процессов, с другой – мир абстрактных знаков, операций с которыми основаны на формальных правилах. Такое развитие искажает картину природы, наносит вред мировоззрению учащихся. Правильно сформированный язык химии является эффективным и удобным средством утверждения единства, многообразия и материальности мира, его диалектики. Химический язык помогает учащимся осознать объективный смысл прогностические возможности теории в познании окружающего мира. Самостоятельное оперирование им воспитывает многие личные качества: познавательный интерес, четкость мысли, трудолюбие.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Контрольный синтез Mg(NO3)2 – MgO – MgCl2
Цель работы: Изучить цепочку синтеза  Mg(NO3)2  - MgO - MgCl2, и осуществить ее на практике.  Рассмотреть физико-химические характеристики веществ, участвующих в химических реакциях при син ...

Уран (Uranium), U
Ещё в древнейшие времена (I век до нашей эры) природная окись урана использовалась для изготовления жёлтой глазури для керамики. Уран широко распространён в природе. Кларк урана составляет 1·10 ...

Полупрепаративный микробиологический синтез биологически активных соединений, меченных стабильными изотопами водорода и углерода
...