Основные природоохранные меры:
Периодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Приложение 2 / Основные природоохранные меры:
Страница 1

1. полнейшая гирмитизация оборудования;

2. снижение отходов до 99% ;

3. экономное расходование продукции.

(Если на дне вагона останется слой цемента 0,5 см, то потери составят 150 кг).

Элементарный углерод попадает в атмосферу в виде сажи с выбросами. Длительность существования частиц элементарного углерода в атмосфере определяют:

размеры частиц

их концентрация

эффективность механизмов очистки промышленных выбросов

метеорологические условия (В условиях дождливого климата они могут прибывать в атмосфере до 40 ч, а в засушливом – до одной недели и более.)

Частицы углерода в зависимости от источника загрязнения могут быть покрыты оболочкой, обуславливающей их гидрофильность. Попадая в облака, эти частицы становятся ядрами конденсации. Химические реакции, протекающие на таких частицах, могут приводить к образованию нелетучих веществ из газообразных продуктов, например сульфатов из SO3. Адсорбция частиц углерода аэрозолями снижает прозрачность атмосферы, что уменьшает количество солнечных дней и влияет на климат региона. Частицы угля активно поглощают солнечное излучение, что может привести к парниковому эффекту.

Сажа поступает в атмосферу также в составе обработанных газов автотранспорта. Выхлопы дизельных двигателей, особенно тяжелых грузовиков, состоящие в основном из частиц углерода, дают примерно 1/2 всего количества углеродных частиц, попадающих в атмосферу, крупных городов.

Частицы углерода в составе аэрозолей распространяются очень далеко от индустриальных центров. При открытых разработках угля, подземной его газификации, получение угольного концентрата, сжигание угля на ТЭС в атмосферу выбрасывается, помимо частиц углерода, СО, СО2, соединения серы, хлора, брома, в составе летучих фракций золы – кадмий, Ni, Pb, Se, радионуклеотиды, а также полициклические, ароматические углеводороды.

Высокое содержание частиц углерода в атмосферных аэрозолей ведет к повышению заболеваемости населения особенно страдают верхние дыхательные пути и легкие. Профессиональная заболеваемость представлена в основном антрапозом, пылевым бронхитом; присутствие в угольной пыли частиц SiO2 ускоряет и осложняет этот процесс. Наиболее агрессивны частицы угольной пыли менее 5-7 мкм, способные глубоко проникать в легкие, и в большом количестве задерживаться в легочной ткани. Существенное значение имеет продолжительность воздействия пыли: более длительное при меньшей концентрации оказывает более выраженный эффект, чем менее длительны, но более интенсивное. Повышенное содержание в угле Cu, Fe, Ni, Pb, Zn способствует учащению заболевания антракозом.

Тематическое планирование по теме “Подгруппа углерода”.

?

тема урока

основные образовательные цели урока

основ-ные понятия (впер­вые вводи­мые)

МПС

планируемые результаты обучения

возможные вопросы и задачи с МП уклоном

химичес­кий эксперимент

1

Поло­жение химич. элемен­тов подгр. углеро­да в ПСХЭ Д.И.М., строе­ние их атомов. Угле­род. Алло­тропия углеро­

да. Адсорбция Хим.св-ва угле­рода: горение, восст-е оксидов метал­лов.

1. Повторить особенности строения атомов Cи Si.

2. Изучить первоначальные представления о природе 4-х валентности C, способности его атомов связываться друг с другом, образуя простые вещества разной структуры, на этой основе учиться прогнозировать св-ва веществ.

3. Изучить на основе структуры угля явление адсорбция.

4. Расширить знания уч-ся о термохимических уравнениях, электроотрицатель­ности, окисл.-вос­становит. реакциях на примере хим. св-в углерода.

адсорб­ция

природоведение, физика, география

1) знать св-ва простого вещ-ва угля

2) иметь представление об аллотропных видоизменениях С, адсорбции.

3) уметь сравнивать элементы гл. подгруппы 4 группы, знать строение их атомов, формулы высших оксидов и водородных изменений, их характеристику.

4) уметь составлять уравнения хим. реакций, характеризующих химич. св-ва угля.

1) Из учебника физики выпишите теплоты сгорания спирта, древесного угля, природного газа. Выразите теплоты сгорания в Дж)/моль. Молярная масса спирта 36 г/моль, древесного угля около 16 г/моль.

2) Из курса физики вспомните: а) что лежит в узлах кристаллической решетки; б) св-ва полупроводников, проводников, изоляторов.

3) Какие аллотропные видоизменения вы помните из курса природоведения?

4) Назовите основные месторождения в России: угля, графита, алмаза.

5) При сгорании в кислороде 1 моль древесного угля выделяется 402 кДж теплоты. Определите: а) количество теплоты Q1, выделяющейся при сгорании 1кг С; б) достаточно ли этой Q для нагревания 1 кг воды от 15 до 25°C (удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг·град)

§ 28-29, вопросы 3-8 стр. 91, вопросы 1-2 стр. 91.

Демонст­рации: 1) поглоще­ние С растворенных веществ из газов; 2) восста­новление Сu из СuО углем

2

Оксид углеро­да (II) и оксид углеро­да (IV). Хими­ческие св-ва оксида углеро­да (II): горение восста­новле­ние металлов. Хими­ческие св-ва окида углеро­да (IV), взаимодейст­вие с водой и раство­ром щелочи

1. Ознакомить уч-ся с оксидом углерода (II) как несолеобразующим оксидом, облада­ющим св-ми восстановителя; показать значение этого вещ-ва как топлива, отметить его ядовитость.

2. На примере окисления СО повторить условия смещения химического равновесия .

3. Привести в систему знания об оксиде углерода (IV), закрепить умения производить расчеты с применением понятий относительной плотности и молярного объема газа.

газоге­нератор, генера­торный газ, газифика­ция твердо­го топлива

приро­доведе­ние, физика, би­ология, геогра­фия

1) уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих хим. св-ва СО (горение, восстановление металлов из оксидов) и СО2 (взаимодействие с водой, раствором щелочи)

2) сравнивать по химическим свойствам СО и СО2

3) разъяснить процессы, происходящие в газогенераторе

4) знать требования по охране окружающей Среды

1) Вспомните сущность процесса фотосинтеза.

2) Расскажите об обмене газов СО2 и О2 в легких и тканях.

3) Составьте диаграмму влияния давления и температуры на растворимость СО2.

4) Расскажите об отрицательном воздействии СО на организм человека.

5) Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект” - что это?

6) На сколько граммов масса 5,6 л СО2 больше, чем масса 5,6 л оксида углерода (II).

§ 30, § 31, стр. 83-86, задание 1, стр. 92.

Демонст­рация: получение оксида углерода(IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.

3

Угольная кислота, общие св-ва карбонатов. Качественная реакция на карбонат - ион. Превращение карбонатов в природе. Круговород углерода в природе.

1) ознакомить с особенностями свойств угольной кислоты и карбонатов;

2) повторить явление гидролиза. 3). Понятие о кислой соли, о превпащениях кислых солей в нормальные и обратно. 4). Научить распознавать карбонат - ион в соединениях.

карбо­нат-ион

биоло­гия, география

1. знать качественную реакцию на карбонат-ион

2. уметь составлять уравнения реакций, характеризующие превращения карбонат в гидрокарбонат.

а) почему иногда пьют раствор питьевой соды?

б) изобразите схему круговорота углерода в природе в). Предположите, как происходит процесс образования карбонатов в мировом океане.

г). Вспомните, определение ион.

д). Почему известняк в размолотом виде применяют для уменьшения кислотности почв?

§ 32, 33, 34, задачи 2-5, стр.92.

Лабораторный опыт № 7.

4

Решение расчетных задач на определение массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества содержащего примеси.

Научить решать задачи.

Примеси.

Уметь решать задачи, вычисляя массы (объем) продуктов реакций по указанным массе, объему исходных веществ, одно из которых содеожит примеси.

Уметь решать задачи, вычисляя массы (объем) продуктов реакций по указанным массе, объему исходных веществ, одно из которых содеожит примеси.

Подготовка к практической работе.

5

Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1). Научить собирать прибор для получения газов.

2). Изучить свойства углекислого газа.

3). Провести распознавание карбонатов.

С природоведением, географией, биологией.

1). Уметь собирать прибор для получения газа,который тяжелее воздуха.

2). Получить в нем углекислый газ, и подтвердить его наличие.

3). Распознавать карбонаты с помщью качественной реакции на карбонат - ион.

1). Назовите основных поставщиков углекислого газа в природу.

2). Основые минералы карбонаты, их назначение и название.

Практическое занятие № 5.

6

Краткие сведения о кремнии и его соединениях.

1). Изучить свойства кремния, его оксида и кислоты по аналогии с углеродом и его соединениями.

2). Убедиться в том, что свойства - следствие строения веществ.

Силицид.

Природоведение.

1). Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния и его соединений: оксида кремния,кремниевой кислоты, силикатов.

2). Разъяснить свойства оксида кремния и кремниевой кислоты.

1). Назовите самое распостраненное полезное ископаемое, отвечающее формуле SiO2?

2). Назовите известные вам минералы в состав которых входит кремний.

Лабораторный опыт № 8. Ознакомление с образцами природных силикатов. Параграфы 35, 36, 37, 38, страницы 92-97.

7

Строительные материалы: стекло, цемент, бетон; их получение в промышленности.

1). Ознакомиться с основными продуктами силикатной промышленности (стеклом. керамикой); с реакциями, лежащими в основе получения стекла.

2). Узнать о местных производствах силикатной промышленности.

Природоведение.

1). Уметь характеризовать свойства строительных материалов.

2). Перспективы развития силикатной промышленности.

1). Вспомнить из курса природоведения, сырье для керамических изделий: фарфора, фаянса, (охарактеризуйте свойства сырья).

2). Что служит сырьем для получения стекла?

3). Охарактеризуйте свойства стекла.

Параграф 39, страницы 97-100, з.1-2, стр.101. Демонстрации: виды стекла, затвердевание цемента при смешении с водой. Лабораторный опыт № 9.

Страницы: 1 2

Смотрите также

68 молекул в ответе за все заболевания человечества
Профессор Джейми Март из университета Калифорнии в Сан-Диего утверждает, что всего лишь 68 молекул ответственны за все заболевания человечества. Насколько прав оказался учёный в своих выводах, мы уз ...

Проектирование вертикального аппарата с приводом и мешалкой
...

Модификация вторичных полимеров для изготовления изделий различного функционального назначения
...