Межпредметные связи в процессе изучения химии в 9 классе
Периодическая система / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений / Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на примере углерода и его соединений / Межпредметные связи в процессе изучения химии в 9 классе

Отражение межпредметных связей и определение содержания в программах : а) для обычных классов без специализации – программа курса химии для 8-11 классов средней общеобразовательной школы – разработана в лаборатории химического образования Института общеобразовательной школы РАО – Москва “Просвещение” 1993 год, тема “Подгруппа углерода” – 7 часов. б) программа курса неорганической химии для 8-9 классов химико-биологического профиля (авторы: Н.Е. Кузнецова, Г.П. Никифорова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин) на тему “Неметаллические соединения и их важнейшие химические соединения” отводится 50 часов, на тему “Углерод и его соединения” – 16 часов, является своевременным и важным положением в системе обучения учащихся, поскольку методически обоснованное осуществление межпредметных связей в процессе изучения школьных дисциплин способствует повышению качества знаний учащихся, развитию их мыслительной деятельности.

Реализация межпредметных связей при изучении химии является одной из форм логического повторения, углубления и совершенствования приобретенных знаний.

Поскольку межпредметные связи обеспечивают привлечение учащимися на уроках знаний из области других предметов, важно с учетом требований программ выделить наиболее общие, устойчивые и долговременно действующие межпредметные понятия. Примером таких понятий могут быть понятия о составе, строении, химических свойствах и биологических функциях веществ. При отборе и использовании межпредметной информации важно не нарушить логику построения учебных предметов и не допускать перегрузки их содержания.

Способы привлечения знаний из других предметов различны. Можно предложить учащимся при подготовке к занятиям восстановить в памяти ранее изученные вопросы. В отдельных случаях учитель при изложении нового материала сам напоминает сведения, полученные при изучении других предметов, включая при этом учащихся в активную беседу. Опыт учителей-методистов показывает, что установление взаимосвязей между предметами успешно проходит при включении в содержание урока (или в задание на дом) примеров и задач межпредметного характера.

Для того, чтобы успешно реализовать межпредметные связи в учебной деятельности, учитель химии должен прежде всего овладеть содержанием соответствующих дисциплин.

Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Последнее осуществляется с учетом вида урока с межпредметными связями:

· фрагментальный, когда лишь фрагменты, отдельный этап урока, требует реализации связей с другими предметами;

· узловой, когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения всего нового материала или его обобщения в конце учебной темы;

· синтезированный, который требует синтеза знаний из разных предметов на протяжении всего урока и специально проводится для обобщения материала ряда учебных тем или всего курса.

Поурочный план – разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами, включаются знания из других курсов в изучении нового или закрепления учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования. Поурочное планирование может быть выполнено в виде плана конспекта или в виде таблицы

этапы урока

вопросы МП содержания

методы и приемы

средства наглядности

внутрипред­метные и межпредметные связи

Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что учащиеся уже усвоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубления и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.

Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное условие подготовки учителя к эффективному осуществлению межпредметных связей и является одним из средств их реализации в практике обучения школьников.

Предлагаю тематическое планирование по теме “Подгруппа углерода” в курсе химии 9 класса в приложении 2.

Смотрите также

Иридий (Iridium), Ir
Иридий почти такой же тяжеловес, как и осмий. Плотность иридия - 22,5, а температура плавления - 2450°С. Ряд химических свойств сближает иридий с рутением, палладием, осмием и особенно родием. Ест ...

Три теории деформационного учета монокристаллов
Среди многих неясных вопросов в проблеме пластичности монокри­сталлов вопрос о природе деформационного упрочнения, которое состоит в увеличении сопротивляемости кристалла пластической деформ ...

Контрольный синтез Mg(NO3)2 – MgO – MgCl2
Цель работы: Изучить цепочку синтеза  Mg(NO3)2  - MgO - MgCl2, и осуществить ее на практике.  Рассмотреть физико-химические характеристики веществ, участвующих в химических реакциях при син ...